Составили и провели воспитатели:
Слепухина Е.В.
Московкина О.Г.
Формировать знания детей об изменениях в природе поздней осенью.
Образовательные:
- закрепить знания детей о деревьях,
- расширять кругозор о природных изменениях осенью, о жизни птиц, насекомых;
Развивающие:
- развивать умение узнавать дерево по листьям, цвету коры, по плодам.
- развивать умение выражать свои мысли в речи;
-вызывать положительные эмоции детей.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе,
- способствовать получению положительных эмоций.
Обогащение словаря: поздняя осень, багряный, величаво, шелестят, птичьи стаи, чага, прелая листва.
Предварительная работа: беседы об осени, её признаках, приметах, наблюдения за деревьями, рассматривание репродукций об осени русских художников, чтение рассказов: И.Соколов-Микитов «Листопадничек», А.Твардовский «Лес осенью», стихов об осени И.Бунина, А.Пушкина, А.Плещеева, народных пословиц, экскурсия ранней осенью.
Ход экскурсии.
На прогулочном участке детского сада.
Дети по очереди достают из мешочка по одному предмету, называют его и рассказывают всё, что им о нём известно. (В мешочке находятся искусственные осенние листья разных деревьев, разной окраски).
- Ребята, посмотрите пожалуйста, на деревья, вы видите листочки на них? (нет, листья опали).
- Ребята, разноцветные листья – это примета ранней осени. А сейчас наступила необыкновенная и загадочная пора осени — поздняя. И сегодня мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, действительно ли в природе происходят изменения.
- Что нужно знать, чтобы отправиться в парк? (правила поведения в парке, правила пешеходов)
- Совершенно верно! (Инструкция по безопасности во время экскурсии для дошкольников).
Дети с воспитателями отправляются в парк.
- Давайте с вами погуляем по парку и посмотрим, как изменилась природа.
В начале осени еще бывает много теплых дней, греет солнышко. На клумбах и цветниках еще можно увидеть яркие цветы. Кругом красиво.
- Раннюю осень любят за щедрость – она отдает людям богатство своих полей, лесов и садов.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!
- Когда мы наблюдали такую картину? (на экскурсии, наблюдали золотую осень)
-Ребята, представьте, что вы художники. И вы должны нарисовать золотую осень.
-Какие цвета вы возьмете для своих пейзажей. (Лиловый, золотой, желтый, красный, багряный, рыжий)
- Давайте подумаем, какие краски вы бы взяли, чтобы нарисовать позднюю осень? Опишите её.
Речевое упражнение:«Что изменилось?».
Цель: уметь подбирать явления природы, отражающие изменения ранней и поздней осени.( на деревьях листья – сейчас все деревья сбросили листву; грибы встречали – сейчас их нет; земля была мягкая – сейчас промёрзла; было тепло – сейчас холодно и т.д.)
- Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки.
- Какие звуки услышали? (Шуршание под ногами опавшей листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т.д.)
- Какие деревья можно встретить в парке? (дуб, береза, клен, рябина, орешник, осина, ель, лиственница)
1. Выберите самое красивое дерево для вас.
2. Найдите дерево, которое ещё не сбросило листву (лиственница. В народе говорили, только лиственница сбросит листву – наступает зима)
3. Найдите опавшие листья. Расскажите, чем они отличаются от листьев, которые мы собрали на прошлой экскурсии?
4. Найдите деревья, на которых есть плоды: ягоды, желуди, шишки.
Цель: умение различать и находить знакомые деревья.
( дуб, береза, клен, рябина, и т.д.)
- Как нам узнать березу среди других деревьев?
- Считалось, что береза наполняет человека живительной силой. Береза - дерево, отдающее свою энергию. Если обнять ее ствол и прижаться головой к коре, просто постоять несколько минут, то можно ощутить, как снимается усталость, проходит головная боль. Энергия березы — мягкая, успокаивающая. Прижаться, выплакаться, и стресс пройдет.
- Какие запахи можно услышать и почувствовать? (Прелой листвы, )
Цель: познакомить детей с грибом «чага», несъедобными грибами.
- На березе часто образуется гриб, который называют чага. Для человека он может принести пользу. Чага - чудесный подарок природы. Этот гриб способен излечивать множество различных недугов. Срок его жизни может достигнуть 15 лет.
- Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. Что вы слышите?
- Почему мы не слышим пения птиц? (большинство их улетело – перелётные.)
-назовите их.
- голубь, синица, воробей, ворона , что это за птицы? (зимующие)
- Чем они питаются в парке (насекомыми, личинками), а зимой чем будут питаться? ( перебираются ближе к жилищу человека, для того, чтобы прокормиться. Мы им должны помогать выжить, кормить).
- На деревьях можно найти насекомых и личинок вредителей? (нет, они отложили яйца и спрятались в щели, корни деревьев, сараи, чердаки. С наступлением холодов насекомые прячутся, а перелётные птицы улетают в теплые края.)
- Птицы улетели, опустели и скворечники. Но недолго им пустовать. Кто знает, почему? (белки селятся в них, или устраивают там свои кладовые и прячут припасы)
Играющие строятся в колонну по одному вдоль какой-либо из сторон тропинки парка. Немного в стороне от игроков встает педагог, он называет слово:
• «Дерево» — игроки останавливаются, поднимают руки вверх;
• «Куст» — приседают;
• «Ручей» — подпрыгивают на месте на двух ногах;
• «Тропинка» — встают в пары и берутся за руки.
- Ну вот, мы и побывали в осеннем парке.
- Что же интересного мы узнали?
- Давайте посмотрим друг на друга.
- Какой подарок подарила вам осень?
- Румяные щечки, хорошее настроение и свежий воздух для укрепления здоровья!
Завершая экскурсию, предложить заполнить дневник наблюдений (в группе).
Встают парами и отрпавляются в детский сад, соблюдая правила безопасности.
Используемая литература:
1. Н.В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью ( старший дошкольный возраст) , «ЦГЛ», Москва 2003.
2. Материал о растениях Спиринского сада предоставила Шалимова Н.Н.